О пути на рынок
Я вообще-то физмат закончил, но в девяностые преподаватели физики не нужны были и инженеры тоже. Работы совсем не было, что делать — не знал. Встретил мальчика, с которым вместе в школе учились, собрали денег кое-как и открыли свою первую точку — тогда на Багратионовском рынке. Продавали сыр и бакалейные товары, прогорали, ничего не зарабатывали. Тыкались, как котята слепые. Всему учились по ходу. Но по-другому и не получится, сейчас-то я это понимаю. Все нужно пропустить через себя, только опыт поможет. Нам тогда подсказать было некому, поэтому мы не сразу поняли, что нужно рынок поменять. А как поменяли — начало получаться.
О разнице между рынком и магазином
С девяностых у нас на «Усачевском» многое изменилось, внутри, правда, всегда чисто было, а вот на улице раньше какой-то Шанхай шумел. Потом это все убрали, территорию облагородили — и сразу совсем иначе все стало выглядеть, и люди к рынку относиться иначе стали. Сейчас — совсем другой уровень: не хуже, чем в супермаркете. Только качество лучше. Сами посудите: у меня тут свой маленький павильон — мне же проще все отследить, чем в огромном супермаркете? Я на своем пятачке могу атмосферу создать, могу свежий продукт завезти и смотреть, чтобы он не залежался.
Я за свою точку болею, а в магазине — наемные люди, они зачем будут стараться — им зарплату и так заплатят.
Сейчас только премиумы, вроде «Азбуки вкуса», еще пытаются качество поддерживать, но там дорого, туда не всякий пойдет. А рынок — для всех.
Об администрации
Тут теперь новая администрация появилась — хотят, чтобы у нашего рынка «второе дыхание» открылось. Когда ребята только пришли, они с «якорными» арендаторами поговорили, спросили, что хотим улучшить, обратили внимание — все это хороший знак.
За тех, кто крепко работает, тут держатся, стараются партнерские отношения построить. Это же главное на рынке — не душить арендатора, прислушиваться к нему, говорить спасибо за идеи.
У нас сейчас одно важное дело — чтобы парковка появилась: тут много людей с высоким средним чеком, некоторые с охраной приезжают и на машинах, конечно. А поставить — часто негде. Мы руководству сказали, обещали активно этим вопросом заняться: как парковку сделают, людей у нас гораздо больше станет — это я точно знаю.
О том, как выживать в кризис
У меня в разные времена было разное количество точек: когда-то и три с тремя складами, потом объединил их и в один павильон перевез. Содержание трех, с грузчиками и водителями, в кризис перестал тянуть. Решил ужаться, сделать одну, но хорошо. Я по-другому не умею работать: мне надо, чтобы круто было, с красивым открытием, с хорошим ремонтом. Твое место на рынке — это как твой дом. Ты же дома не можешь ремонт так-сяк сделать? В общем, чтобы кризисы переживать, надо не бояться принимать решения: менять количество точек и продавцов, самому больше работать, поспокойнее относиться к тому, что прибыль «скачет». Это нормально, что в кризис сладостей меньше покупают — это еда не первой необходимости, от нее и отказаться можно. Так что выживешь-не выживешь — от тебя зависит. Надо сделать так, чтобы клиент зашел к тебе хотя бы из любопытства — и ему понравилось: чтобы за руки не хватали, не обвешивали, чтобы цены держались и ассортимент. И тогда человек вернется, даже в непростые времена.
О постоянных клиентах
Рынок — это отдельный мир, к которому особенный подход нужен. Живой организм, все меняется: сегодня у тебя один конкурент, завтра — три, а ты своих постоянных удержать должен. Конкуренция — дело неизбежное. А свои — вопрос времени: раз хорошее продал, два — и базу наработал.
Я за каждого клиента держусь, мне каждый важен: пусть печеньки 100 рублей стоят, я хочу чтобы за ними каждый день приходили. Важны же не только деньги, но и отзывы.
А если с одной точкой все получилось — можно и другую открывать: рынок — это движение.