+7 (495) 125-00-00

Круглосуточно

Заявка на аренду

Влад Земский

Архитектор рынков "Ветерок"

Город: Москва

Возраст: 25 лет

Стаж на рынке: 1 год

Рынок:

Продукт:

Количество точек:

Количество продавцов:

«Современный рынок – не стихийное бедствие, а целый город»

Рассказать друзьям:

Бывают общественные здания, бывают офисы или рабочие кабинеты, а бывает городское пространство: площади, улицы. Так вот рынок – это такое удивительное явление, которое совмещает в себе все перечисленное. С древних времен рынки формировались стихийно – где придется, где народ ходит, где места больше, где удобно торговцам. Там все собирались, и начиналось: товар-деньги-товар. При этом об условиях ни для покупателя, ни для продавца никто не думал.

Вы удивитесь, но множество российских рынков и сегодня работают по этому древнему принципу «как придется». Чтобы спроектировать и построить современный рынок, нужно подойти вдумчиво к мельчайшим деталям.

О разновидностях рынков

Есть разные типы рынков: деликатесный, там минимум торговых точек и все внимание на изящество товара. Оптовый, где главное вместить побольше. Фреш-маркет – временный, для случайных продавцов. А есть фермерский. Это наш выбор. И это совершенно особый тип. Благодаря фермерской торговле люди имеют возможность покупать продукты дешевле, чем обычно – фермеру выгоднее распродать весь товар со скидкой, чем везти его обратно. В России с начала века на рынках доминируют перекупщики, поэтому переломить эту историю сложно. Почему это важно для архитектора? Такой рынок провоцирует большой поток людей, при этом у этих людей высокие требования к условиям, в которых они совершают покупки. Лучшие примеры фермерских рынков, разумеется, в Европе и Америке. Задачей было не просто скопировать, а понять, как западные стандарты применимы к нашей действительностью. Многие думают, что рынок притягивает покупателей только с достатком ниже среднего. Как раз наоборот, покупателей с высокими доходами привлекает свежесть и качество товара, цивилизованный вид этого товара – а это задача эстетическая, решается с помощью декора. В Москве многие специально ездят за мясом на Даниловский рынок, за рыбой — на Дорогомиловский. Там дороже. Но красиво. Нам поставили задачу сделать не хуже, но для более широкого покупателя.

IMG_8060

О принципе «3 Э» и стиле

При проектировании мы руководствовались так называемым принципом «3Э». Экономичность пространства – это важно, когда нужно выжать максимум из того помещения, что есть.

Эргономичность – это значит, что мы организуем рабочее пространство таким образом, чтобы работалось комфортно, безопасно и эффективно.

Эстетика – оглянитесь вокруг, думаю, вам все ясно.

Есть еще и четвертая «Э», но уже для гурманов. Экологичность. Стиль нам задан «деревенский, фермерский», поэтому никакого пластика, кругом только дерево, даже его запах еще долго будет перебивать запах свежего мяса и черешни.

О рабочих местах

Работа продавца на рынке давно и глубоко изучена. Есть определенные группы товаров, под каждый из них нужны свои условия. Получается и проектировать и строить следует то, что нужно людям, мы ж не поставим для всех одинаковые столы – стойте, мол, продавайте себе. Хотя и так делают люди, бывает.

Есть мясные и рыбные прилавки, там предусмотрены холодильные витрины, открытые или закрытые. Продавец там стоит позади витрины, поэтому у него должно быть свое пространство, раковина, разделочный стол, хранилище. У фруктово-овощного острова другая история. Им нужны деревянные горки, место под прилавком и немного за ним. И больше почти ничего не нужно. И так далее. Как таковых жестких норм проектирование прилавков для продавцов нет, есть здравый смысл и подход каждого конкретного архитектора.

Мы много работаем с продавцами, спрашиваем, выясняем. Учитываем их потребности и пожелания. У нас все оборудование – конструктор. Часто мы можем перекроить и размеры, и расстановку по запросу сотрудника.

Более того, мы часто вынуждены учить продавцов раскладке. На рынках за спиной продавцов обычно пустые стены или старые коробки, а надо чтобы все пространство работало! Например, над мясной лавкой нужно разместить штангу, развесить сырокопченые продукты. Фрукты-овощи раскладывать вертикально, горкой, и так далее и тому подобное.

IMG_8018

Об удобстве для покупателей

В проекте рынка важный момент – удобство покупателей. Просторные проходы, удобное расположение входов и выходов. Все это тоже берется не из головы.

Мы тщательно изучаем потоки людей в этом конкретном месте. Мы знаем, с какой стороны света идут люди утром, днем и вечером, откуда больше, откуда чаще.

Рядом больница, рядом метро, и другие магазины – учесть все это было чрезвычайно важно для проекта. Поскольку на рынке два этажа, в центре павильона расположен эскалатор, удобно для людей с тяжелыми сумками. Полы на рынке должны быть нескользкими, прочными и легко очищаемыми, поменьше темных углов, побольше вентиляции и света, чтобы не заводилось крыс и прочей нечисти.

О молоке с огурцами и рыбе с сухофруктами

Вот вы идете по супермаркету, вы думаете там случайно товар разложен? Раскладкой занимаются мерчандайзеры, специально обученные люди. Правила мерчандайзинга должны действовать и на рынке. Ближе ко входу – яркие и живописные фруктово-овощные островки, покупатель сразу проникается атмосферой. А вот мясной отдел обычно в конце и напротив входа, многие покупатели целенаправленно идут за свежим мясом. По дороге «цепляя» взглядом и все остальное. Еще пара слов о товарном соседстве. Рядом не должны располагаться продукты, которые ну никак не сочетаются. Конфеты и сырая рыба, например. Мясо лучше ставить рядом с соленьями или специями. Молочка хорошо соседствует с сухофруктами. Почему обо всем этом думает архитектор? Потому что он первичный создатель пространства рынка, и я говорю об этом с гордостью.

IMG_8051

 

О планах и их реализации

Если вам доводилось бывать в Берлине или Мадриде, вы видели, что рынки там это чуть ли не место семейного досуга. Когда ты идешь по рынку и чувствуешь запах еды, просыпается голод, ты думаешь о грядущем ужине. Почему бы не сделать на рынке монокухни. Не пафосные кафе, на подобии тех, что есть в дорогих торговых центрах, а монокухни. Стоит мясник, а рядом с ним человек, который при вас же зажарит вам стейк из индейки. Или молочница, а рядом с ней человек, который сделает вам коктейль или мороженое. Это не фантастика, а вполне себе план, заложенный в проекте этого рынка. И он будет реализован.

Поддержите автора

Обновите свой статус в ВКонтакте или Facebook, оставив комментарий с текстом:

Понравилась реальная история рынка "Ветерок". #рынкиветерок #натуральныепродукты #отечественныйпроизводитель #хочутакже